Российская газета,
23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
101 просмотр
Завершено расследование уголовного дела в отношении командира самолета, обвиняемого в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна (ч. 1 ст. 263 УК РФ). Об этом сообщили в Западном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК России.
Напомним: днем 18 августа с.г. в аэропорту Сочи совершил жесткую посадку Boeing 737-800, выполнявший рейс из Санкт-Петербурга. Как установило следствие, при снижении командир не произвел необходимые действия, что привело к посадке с вертикальной перегрузкой и касанием хвостовой части фюзеляжа взлетно-посадочной полосы.
По оценке, сумма ущерба составила более 600 миллионов рублей. В ходе расследования наложен арест на имущество обвиняемого в целях возмещения ущерба. Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
Очевидцы рассказывали, что Boeing 737-800 во время приземления в аэропорту сильно ударился о полосу, повредив хвостовую часть. Была содрана обшивка днища. На борту находились 196 человек - семь членов экипажа и 189 пассажиров. Самое главное: никто не пострадал. Кроме самолета, который сразу вывели из эксплуатации. Некоторые эксперты полагают, что он может быть даже списан.
Что известно о пилоте? По данным Sochi1, его зовут Олег Ряполов. В прошлом военный летчик, в 2008 году перешел в гражданскую авиацию. Летал на Boeing 737. После случившегося авиакомпания его уволила.
Сейчас все, что связано с этим ЧП, широко обсуждается в авиационных кругах. При любом авиаинциденте всегда возникает много вопросов, и это понятно. Ведь речь идет о безопасности полетов, об авиапассажирах, которые доверяют свои жизни воздушному перевозчику. Поэтому так важно понять причину, чтобы исключить ее повторение в будущем. Собственно говоря, именно на это направлено любое расследование.
Но в данном случае есть и еще серьезный «нюанс». Как уже отмечалось, на имущество пилота наложен арест. Допущенная ошибка может стоить ему 600 миллионов рублей? Речь не о том, что летчик не должен отвечать. Но соразмерность наказания, когда авиакомпания как бы уходит в тень?
Мнение
Олег Буленков, эксперт в области безопасности полетов, вице-президент Профсоюза летного состава России:
- Как всем известно, любой бизнес имеет риски. Не исключением является бизнес, которым занимаются авиакомпании. Обращаю внимание: определение безопасности полетов основано тоже на рисках. При этом ст. 37.1 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) указывает, что за соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной его разработчиком документацией, а также правил эксплуатации, утвержденных Федеральными авиационными правилами (ФАП), возлагается на эксплуатанта. То есть на авиакомпанию. И не пилотам, а авиакомпании выдается Росавиацией свидетельство эксплуатанта, позволяющее осуществлять перевозку пассажиров.
Риски бизнеса и страховых компаний хотят переложить на летчика, несмотря на то, что самолет не находится у него ни в собственности, ни в аренде
Для компенсации своих рисков авиакомпании в соответствии с ВК РФ страхуют свой бизнес. А страховые компании из-за того, что риски считаются высокими, имеют повышенные страховые ставки. К страхованию воздушных судов пилоты не имеет никакого отношения.
При этом ФАП обязывают эксплуатанта допускать в кабину пилотов только хорошо подготовленный им летный персонал. И там четко прописано, что делать и как готовить, чтобы допустить летчика к полету. Летчик допустил ошибку? Значит, плохо обучили, недостаточно тренировали, плохо контролировали. Кстати, в соответствии с Рекомендациями по управлению безопасностью полетов ИКАО, которые содержатся в Приложении 19 к Конвенции о международной гражданской авиации, не допустимо наказывать за ошибки! Ошибаться можно, но не часто, а врать нельзя никогда.
Если авиакомпания плохо подготовила пилота, то это опять риски авиакомпании, а не пилота. Ведь хорошо подготовленный пилот не должен нарушать предписанных требований. Следовательно, авиакомпания отвечает за все риски, связанные с эксплуатацией самолета, вплоть до полной потери воздушного судна, а не пилот. И это так работает во всем мире.
Напомню, что ст. 238 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. А услугу оказывает не пилот - авиакомпания. Однако в авиационных происшествиях, как правило, обвиняют только пилотов, а теперь еще начинает складываться практика по материальной ответственности у пилотов за воздушное судно. Тем самым риски бизнеса и страховых компаний хотят переложить на пилотов несмотря на то, что самолет не находится у пилота в собственности или в аренде. И он с него не получает доход, а доход и прибыль получает авиакомпания. Самолет не личный автомобиль, когда его владелец-виновник ДТП отвечает своим имуществом. Да, самолетом управлял пилот, но самолет ему не принадлежит, и он туда не сам сел. Его в кабину посадил эксплуатант. При этом и техническую подготовку самолета осуществлял не пилот, а эксплуатант - авиакомпания.
Вообще, что такое - взыскать 600 млн рублей с летчика? Он что, получает зарплату, которая позволяет оплатить стоимость ремонта самолета? А может, еще наложить ответственность на всех его детей, внуков и правнуков, чтобы и они выплачивали?...
Авиатранспортная система - сложнейший механизм. И профессионалы знают: никогда не бывает авиационного происшествия по какой-то одной причине. По имеющемуся в законодательстве определению причинами являются действия, бездействия, обстоятельства и условия или их сочетание, приводящие к авиационному инциденту или происшествию. Однако, как правило, все расследования начинаются и заканчиваются только действиями или бездействиями пилотов, не затрагивая другие обстоятельства и условия. Безопасность авиатранспортной системы закладывается от разработки самолета и до выполнения полета, но почему-то человеческий фактор ищут только в летчиках, хотя они самое последнее звено в череде событий. Для всех расследователей повторяю: последнее и далеко не единственное!
И вот еще что. Я был вовлечен в расследования многих авиапроисшествий. В качестве специалиста давал показания в суде. С полным правом могу сказать, что расследования, не выявляющие действительных причин, только вредят безопасности полетов в России.
Безопасность полетов - это нравственная категория, и только потом экономическая. Поэтому, чтобы наступило улучшение с безопасностью полетов в РФ, надо говорить правду и наказывать надо реальных виновных, а не тех, кого легче всего наказать…
Что касается этой конкретной ситуации, я не удивлюсь, если пилоту присудят платить 600 млн рублей. Но тогда не удивляйтесь, если пилоты побегут из России работать в другие страны или начнут увольняться. Мало кому захочется платить бешеные миллионы за чужие грехи и риски. Обращаю внимание, что даже в крупных российских авиакомпаниях сейчас уже не хватает пилотов, а это не может не сказываться на режиме труда и отдыха работающих летчиков. Поэтому прокуратура уже выписала предписание гендиректору одной крупной авиакомпании о нарушении в ней режима труда и отдыха членов летных экипажей. А это значит, что перевозка пассажиров осуществляется с риском для их жизни и здоровья.
Наталия ЯЧМЕННИКОВА
Вся пресса за 23 декабря 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Авиационное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|